Введите текст…
По запросу родителей (заявления) и благословению настоятеля храма Воздвижения Креста Господня г. Высокое протоиерея Анатолия (Медведюка), в 2014 году на базе ГУО "Детский сад № 1 г. Высокое" была организована работа объединения по интересам "Духовной час", разработана программа обучения, рассчитанная на два учебных года и охватывающая детей дошкольного возраста от 4 до 5 и от 5 до 6 лет. Занятия по данной программе проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу, продолжительность учебного часа 20-25 мин. (4-5 лет) и 30-35 мин. (5-6 лет).
"Духовный час"
Работа с воспитанниками средних групп (4-5 лет) строится на анализе поведения героев знакомых сказок, рассказов, мультфильмов. Учим детей разграничивать понятия добра и зла, щедрости и жадности, милосердия и равнодушия, осознавать опасность непослушания, говорим о ценности дружбы, взаимопомощи, прощения. Знакомим детей с красотой окружающего мира, как творения Божьего, с ценностью и неповторимостью каждого человека. Формируем у детей первоначальные представления о храме, иконе, молитве.
Работа по духовно-нравственному воспитанию детей старших групп (5-6 лет) носит просветительский характер и строится на ознакомлении с фрагментами Священного Писания и Священного Предания, православными праздниками.
Цель - познакомить детей с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес. ,
"Пустите детей приходить ко Мне..."
Стремительные перемены в жизни общества кого-то пугают, кого-то восхищают, а кто-то остаётся безразличным к ним. Но не замечать их невозможно! Многое, естественное для традиционного общества, просто исчезает из жизни, иное трансформируется до неузнаваемости. Как в условиях столь разительных перемен сохранить главные духовные ценности, найти им место в той реальности, с которой не считаться невозможно?
Государство уделяет большое внимание патриотическому воспитанию подрастающего поколения, формированию его гражданской позиции. Но это должно быть в тесной взаимосвязи с духовно-нравственным воспитанием. В призыве русских воинов, идущих на сражение, были слова: "За веру, царя и Отечество". На первое место ставили призыв к защите самого святого, что есть у христиан - веры!
Жизненный и многолетний педагогический опыт работы в системе дошкольного образования (45 лет педагогического стажа) позволяет мне с уверенностью сказать, что духовно-нравственное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, а обогащает и дополняет педагогический процесс уникальными традициями педагогики и вносит в жизнь детского сада особую одухотворённость. Воспитание детей без духовно-нравственной основы неполноценно. Более того, такое воспитание вредно как для детей, которых мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений без четких представлений о добре и зле, так и для нас, взрослых, так как мы совершаем большой грех, не радея о совершенствовании души ребенка.
Каждый родитель желает видеть своего ребенка любящим, добрым, отзывчивым, терпеливым, честным, трудолюбивым, целеустремлённым. Но в то же время родители считают, что сейчас дети агрессивны, непослушны, капризны. Что же в связи с этим следует принять во внимание в первую очередь? Для начала определиться с целью. Мы не можем вместо родителей брать на себя задачу глубокого погружения в веру ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто, кроме нее не даст в полной мере. А для детского сада актуальными являются задачи, заключающиеся в том, чтобы, соприкасаясь с православными традициями и ценностями христианства, дети усваивали нормы, в соответствии с которыми должна протекать их жизнь.
Материалы изучаются с опорой на уже имеющиеся у детей знания, тем самым расширяя и углубляя их. Содержание занятий соответствует возрасту дошкольников. Специфика предмета требует от них серьезности, усидчивости, умения слушать. Как это совместить с присущей возрасту подвижностью? Выручают игра, разучивания песен, стихов, наглядные пособия, видео и аудиозаписи. Играя, ребенок действует реально. Поэтому отдельные занятия проводим в виде игры. Так занятие "Удивительная вещь - доброта" прошло в виде частичного инсценирования сказки В. Катаева "Цветик-семицветик"; занятие "Библия - наша главная книга" - в виде сюжетно-ролевой игры "Библиотека". На занятии "Здоровье духовное и физическое" в качестве наглядности использовали макет дерева хороших (с разноцветными листьями) и плохих (с черными листьями) поступков.
Любая информация в дошкольном возрасте обязательно подкрепляется на чувственном уровне. Поэтому учим детей словами стихов, песен выражать то, что услышали, увидели и пережили. Тесное сотрудничество настоятеля храма отца Анатолия с администрацией ГУО "Детский сад №1 г. Высокое" , "Центром дополнительного образования детей и молодежи» позволяет интересно, разнообразно и радостно проводить праздники "Покров Божьей Матери", "Рождество Твое, Христе, славим", "Пасхальный благовест".
Мы стараемся разнообразить формы проведения праздников: это и утренники, непосредственными участниками которых являются дошколята, посещающие объединение "Духовной час", и кукольный спектакль с участием педагогов дошкольного учреждения и фольклорного коллектива "Катрынка", и даже спортландия "Пасхальное яичко".
Встречая отца Анатолия, дети всегда радостно восклицают: "Батюшка идет!", так как знают, что батюшка всегда приходит не с пустыми руками. Отрадно, что многие родители принимают посильное участие и в подготовке мероприятий, и в организации выставок совместных с детьми работ, приуроченных к праздникам.
Растущим детям должна быть открыта дорога к Богу, но к вере никого нельзя привести насильно. Речь идет лишь о пробуждении у ребенка естественной религиозности и своего рода начальной духовной подготовки. Мы не можем судить о конечных результатах нашей работы, но не сомневаемся, что Слово Божие, с которым обращаемся к детям, обязательно прорастёт в чьём-то сердце, рано или поздно даст всходы и принесёт плоды.
Людмила Пономарева, сотрудник Духовно-Просветительского центра «Град Высокое».