В настоящий момент проводятся дорогостоящие работы по строительству Центра помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации "Стилиан". Мы будем рады любой вашей поддержке. Тел. для связи: +375297223509 о.Анатолий.

Мы в Viber | Telegram Instagram

Паломнический дневник

По милости Божьей и по сложившейся уже традиции прихожане нашего храма снова совершили паломническое путешествие. Одним из святых мест, которому довелось поклониться первым, стал Николо-Угрешский монастырь.
Обитель была основана в 1380 году по обету святым благоверным князем Димитрием Донским. По преданию, здесь войско князя остановилось на отдых по пути к полю Куликову.
"...И явился ему пречудный образ Николая Чудотворца..., стоящий сам по себе перед деревом...  Молящемуся ему великому князю сошла сама с высоты эта икона и далась в честные руки его". Явление  иконы укрепило Димитрия Донского в вере и в надежде на победу над Мамаем, и князь произнёс: "Сия вся угреша сердце моё (это все согрело сердце моё)!" С тех пор место это называется Угреша, а монастырь - Николо-Угрешским.
На сегодняшний день в обители 12 действующих храмов.

Вход в монастырь лежит через Святые ворота, на стене которых паломников встречает образ святителя Николая с неугасимой лампадой. 
В 1754 году в надвратную башню была встроена часовня, которая вмещает от 10 до 15 человек. По праздникам там проходят службы.

В 1880 году, в год 500-летия обители, был заложен грандиозный Спасо-Преображенский собор. Это второй по величине храм Москвы и Московской области, по размерам уступающий лишь Храму Христа Спасителя. Высота храма с крестом такая же, как и у колокольни - 77 метров. Собор вмещает 7 000 человек! Подумать только: все жители нашего города могли бы одновременно стоять на службе в этом храме!

 

В 1840 году во втором ярусе тоже был устроен храм в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Храм действует в колокольне по праздникам и на Светлой седмице.

А на месте, где образ святителя Николая явился Димитрию Донскому, возведена часовня

Ещё один сохранившийся памятник 18 века - Успенский храм, возведённый в 1763 году на месте упразднённых царских палат. В храме находятся мощи святых, привезённые из разных уголков мира, а также Тихвинская икона Божией Матери, подаренная монастырю Патриархом Московским и всея Руси Алексием II

Самая древняя постройка монастыря - колокольня, которую называют "угрешской свечой". Её высота составляет 77 метров. На стене колокольни высечено стихотворное произведение о зарождении монастыря, а на арочном своде сохранилась уникальная фреска с редким образом Господа, благославляющего двумя руками.

Спасо-Преображенский храм потрясает не только своими размерами,  великолепием внутреннего убранства, а  прежде всего находящими в нём святынями. Это и ковчег с частицей мощей Николая Чудотворца, и мощи преподобного Пимена, во времена которого монастырь пережил истинный расцвет, и иконы: Божией Матери "Взыграние", копии чудотворных икон Божией Матери "Феодоровская" и "Корень Иесеев", мироточащая икона "Собор Угрешских Святых". Иконы для иконостаса написаны палехскими мастерами.

В непосредственной близости от Спасо-Преображенского собора, слева от него, находится ещё одна церковь, состоящая из верхнего и нижнего храмов. Верхний храм - Никольский, а нижний - в честь Собора Угрешских Святых.

Ковчег с частицей мощей Николая Чудотворца

Серебряная рака с мощами преподобного Пимена Угрешского(1810 - 1880), настоятеля монастыря, при котором рассширилась территория обители, появились новые церкви, были построены больница и больничный храм.

Феодоровская икона, подаренная Марией Романовой, потомками царской семьи

По словам экскурсовода, нижний храм редко бывает открыт, но нам повезло там побывать. Храм искусно украшен израсцами в бирюзово-голубых тонах ( гжель). Примечательно, что здесь есть необычный образ Святой Матроны Московской - с открытыми глазами.

Список с чудотворного Угрешского образа Святителя Николая. Житийная икона, так как по периметру образа святого изображены эпизоды его жития. Икона находится в верхнем Никольском храме.

В Никольском верхнем храме также находится образ Божией Матери " Влахернская". Нимб в иконе съёмный. Под нимбом Богородицы помещены 65 частичек мощей святых угодников Божьих и частица Креста Господня, а под нимбом Богомладенца - 5 святынь. Перед этой иконой молятся о защите от недоброжелателей, о покровительстве в семейной жизни.

Монастырский мини-зверинец не оставил равнодушными не только наших маленьких паломников, но и взрослых.

Любви много не бывает!

Конечно же при монастыре есть и аккуратный огородик, и чудесные, с любовью выращенные цветы, купив которые, можно увезти с собой на память частичку монастырской красоты.

Нельзя не залюбоваться живописным прудом, расположенным на территории монастыря. Прихожан и паломников радуют чёрные и белые лебеди, гуси, утки, нутрии.

Обо всём, чем мы делимся, и о многом другом нам рассказала замечательная экскурсовод Людмила - член Союза писателей Российской Федерации, творческая, одухотворённая, поэтическая личность. Специально для нас она даже сочинила стихи! Прочитав эти строки и пересмотрев фотографии, каждый может убедиться, что стихи именно о нашем посещении Николо-Угрешского монастыря.

Эти стихи для нас и для вас, чтобы мы чувствовали красоту Божьего мира.

               Угреша

Небо над Угрешей мирное -
Голубое, синее, ультрамариновое.
Солнце в куполах чистое
Льётся звоном над Отчизною.

Ослики гуляют славные, 
из Палестины в Угрешу посланники.
Горлицы порхают в воздухе - 
Невидимый покров создали.

Розы поднимаются стройные,
Дышат радостью вольною.
Соцветьем- венцом украшенные,
Угрешских святых пращуры.

Милостию сердца наполняются,
Благодарностью Богу пленяются.
Всё живое - и травка, и ослики -
Возрожденья в Угреше источники.

На территории Николо-Угрешского монастыря действуют два музея, один из которых представляет собой музей-ризницу, в котором хранятся различные церковные древности и произведения искусства. Но  мы посетили второй музей, да и как не посетить? Ведь этот музей посвящён царской семье, Дому  Романовых, отношение к истории которого имеет и наш храм. "Музей императора-страстотерпца Николая II" - полное название данного музея, дающее представление о том, к какому историческому периоду относится большая часть экспонатов.
Музей расположен в одном из братских корпусов. Здесь представлены около 300 экспонатов, связанных с жизнью и судьбами императорского Дома, начиная с эпохи правления Александра II.
Все эти экспонаты были безвозмездно переданы монастырю директором реставрационно-художественной мастерской "Канонъ" Александром Ренжиным. Многое он покупал в России, за границей, на выставках, аукционах, какие-то из экспонатов передавали в дар неравнодушные люди.

В основной части выставки выделяется ковёр, сотканный к 300-летию правления Романовых на Завидовской мануфактуре. На нём изображён царь Алексей Михайлович, который выбирает себе супругу.
* Просим отнестись с пониманием к низкому уровню качества фото, т.к. и мы не профессионалы, и представленные в музее экспонаты расположены под стеклом.

В первом зале музея гостей встречают портреты императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны, а также икона 19 века Николая Чудотворца - небесного покровителя последнего русского императора.

Большая часть экспозиции посвящена жизненому пути Николая II и его семьи.
Одна из витрин, например, позволяет больше узнать о трагедии на Ходынском поле. В ней представлена посуда, на которой во время коронационных торжеств народу подавали угощение.

А на этом фото можно видеть чашечку, которой касались уста императрицы Александры.

Образцы печатной и сувенирной продукции с изображением императора и его семьи.

Подлинные фотографии императорской семьи, письма, телеграммы, подписанные лично Николаем II и императрицей. 
Особенно трогательно и по-домашнему выглядит подпись императора "Ники".

Музей позволяет прикоснуться к страницам истории царской семьи, и как-то особенно остро ощущается  предчувствие горького, трагического финала...
Молитва, изображённая на фото, читалась во время Первой мировой войны. "В окопах неверующих нет!" - мысль, к сожалению, актуальная и сегодня.

На фото представлены бирки с рецептами, написанными рукой лейб-медика царской семьи Евгения Сергеевича Боткина (сына известного врача Сергея Петровича Боткина). Евгений Сергеевич до последней минуты исполнял свой врачебный долг, находясь в ссылке вместе с императорской семьёй. В 1918 году он разделил участь царской семьи. Прославлен как Праведный страстотерпец Евгений-врач.

Возможно, глядя на сделанные нами в музее Угрешского монастыря фото, кто-то подумает: ничего особенного, просто вещи, документы, открытки... Но нам кажется очень важным ещё раз подчеркнуть роль создателя музея Александра Ренжина в деле возрождения духовности наших современников. Этот человек более 40 лет занимается реставрацией старинных икон, собирает  предметы, связанные с царской семьёй, и передаёт их в дар нескольким музеям, организовывает выставки. Главным делом своей жизни он считает необходимость показать сегодняшним людям Православие в той самой высокой форме, которая была в эпоху Николая II, сохранить память как шанс на будущее.
Мы также смеем надеяться, что через показанные нами экспонаты сумеем донести хотя бы крупицу серьёзного труда в деле возрождения духовности на примере последнего русского Государя и его глубоко верующей семьи.

 

Далее наш путь лежал в православную Коломну. Коломна по праву считается духовной столицей Подмосковья, которая издревле славилась святынями. Четыре действующих монастыря, около тридцати старинных храмов, самая древняя церковь Подмосковья, чудотворные иконы, мощи святых, через которые Господь подаёт утешение, святые источники - всё это старинная, патриархальная Коломна.

По преданию, в закладке деревянной церкви, на месте которой был возведён белокаменный Богоявленский собор, участвовал сам преподобный Сергий Радонежский. На фото  - нижняя часть в подклете ныне действующего Богоявленского собора. В народе этот памятник древности ласково называют "камушками преподобного Сергия".

В этом монастыре нас тепло встретил отец Аврамий, который пригласил нас на трапезу, а также рассказал нам о святом Ефросине - покровителе поваров- и показал икону с изображением этого святого. Так как среди наших паломников было два повара, отец Аврамий показал им молитву святому Ефросину, которая постоянно находится на монастырской кухне. Повара же, которые трудятся в монастыре, делают это во славу Божию, абсолютно безвозмездно.

Первым святым местом, которое мы посетили в Коломне стал Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь - благодатная обитель на слиянии Москвы-реки и Оби. Согласно древнему преданию, в 1374 году преподобный Сергий Радонежский проплывал по Москве-реке, основывая духовную опору Московской земли - монастыри. Одним из них и стал Голутвин монастырь. А "Голутвин" этот монастырь - по названию слободы, пригорода Коломны, который в свою очередь был назван так, потому что там селилась "голытьба", "голута", т.е. разбойники, грабившие купцов, проезжавших по Астраханскому тракту.

А это верхняя часть собора. С правой стороны - изображение интересного архитектурного решения - "гульбища" - галереи, которая опоясывает храм, и по которой можно прогуляться.

Настолько тепло и гостеприимно встретил нас Богояаленский Старо-Голутвин монастырь, что покидать его совершенно не хотелось.

И в Богоявленском монастыре, и в самой Коломне нам снова очень повезло с экскурсоводом! Михаил Воробьёв - человек искренне преданный своему делу, историк, излагающий факты через призму духовности и православной веры, победитель нескольких конкурсов в своей сфере деятельности, преподаватель кафедры церковной истории Коломенской духовной семинарии.

Центр Коломенского кремля - Соборная площадь.

Шатровая колокольня и храм Тихвинской иконы Божией Матери (16 век) на Соборной площади.

В Троицком храме особое внимание привлекла очень красивая и необычная керамическая икона-мощевик с частицами мощей святых угодников Божиих. Каково же было наше удивление, когда мы узнали,что все керамические элементы созданы руками монахинь!

Храм Николы Гостиного находится на реставрации с 2002 года. Своё название "Гостиный" он получил потому, что был построен на средства именитых купцов, которых на Руси называли "гостями". 
На фото Михаил демонстрирует нам, как храм выглядел в начале ХХ века в сравнении с сегодняшним состоянием.

Коломна оставила о себе приятные впечатления .это чистый, ухоженный , уютный город , который моложе Москвы всего на 30 лет! В городе сохранилось множество старинных купеческих домиков. Многие из них двухэтажные каменные. Верхний этаж в старину использовался для жилья, а на нижнем располагались лавки, парикмахерские и т.п.
Особую прелесть представляют дома деревянные, с кружевной резьбой наличников. В одном из таких домиков у своей сестры жил русский писатель А.И.Куприн. Именно в Коломне он написал роман "Юнкера".

Книгу о Коломне, автором которой является Михаил, с его автографом, любой желающий может теперь взять в нашей церковной библиотеке.

Далее наш путь лежал в самое сердце Коломны - Коломенский кремль - с его древними величественными храмами и монастырями.

Кафедральный Успенский собор насчитывает более 650 лет церковной истории.

Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь. Несколько столетий назад здесь находилась резиденция епископов - архиерейский двор Коломенского владыки.
Слева и в правом верхнем углу - фото Троицкой церкви, которая очень напоминает расписной терем.

А в маленькой часовне равноапостольного князя Владимира и великомученицы Анастасии Узорешительницы вся мозаика и мозаичный крест тоже созданы монахинями-умелицами.
Наш экскурсовод рассказал и о том, что в одном из храмов монастыря ( который, к сожалению, был закрыт во время нашего посещения) иконостас полностью вышит тоже руками матушек.

Ещё одна обитель на территории Коломенского кремля - Успенский Брусенский женский монастырь. Он был основан в 1552 году в честь взятия Казани Иоанном IV Грозным.
В паломнической поезке мы были на Троицкой седмице. Поэтому в каждом храме нас неизменно встречали белоствольные берёзки. А в храме Воздвижения Креста господня Брусенского монастыря нас приятно удивил тёплый и нежный аромат разложенного на полу сена (у нас ведь по традиции раскладывают аир). Сразу повеяло чем-то деревенским, домашним, родным...

Ну и как же не посетить лавку коломенских сувениров! Одной из своеобразных "визитных карточек" Коломны можно считать коломенскую пастилу. Она буквально тает во рту и напоминает взбитые сливки. Мы тоже не удержались: полакомились сами и привезли домой вкус старинной Коломны в виде пастилы.

 

Люди продолжают тянуться к древним, намоленным святыням - источникам утешения и укрепления в вере. Коломна всегда приветливо встречает паломников, ищущих душевного умиротворения. Здесь, вдали от суеты больших городов, каждая верующая душа найдёт себе приют и отдохновение.
Мы были очарованы этим древним чистым городом, в который хотелось бы вернуться, чтобы вдоволь нагуляться по старинным улочкам.

 

Следующим местом нашего паломничества стал Введенский ставропигиальный мужской монастырь, известный всему православному миру как Оптина Пустынь. Этот монастырь никогда не был богатым, не потрясает грандиозными строениями и великолепием храмов, но именно сюда со всех дорог стремятся верующие. Дело в том, что здесь зародилось старчество. Люди стремились и стремятся сюда за исцелением своих духовных недугов. Поэтому об Оптиной Пустыни говорят, что это духовная лечебница в центре России.

Обитель находится недалеко от города Козельска Калужской области. Почему же она называется Оптина Пустынь? Пустынь - так как здесь до возникновения монастыря было пустынное место. А вот у происхождения названия "Оптина" есть две версии. По одной, Опт - это раскаявшийся разбойник, принявший впоследствии имя Макарий. А вторая версия напоминает, что раньше монахи, мужчины и женщины, жили вместе, в одном монастыре, т.е. "оптом".

Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери - храм-усыпальница для обретённых в 1998 году мощей преподобных старцев Оптинских: Льва, Макария, Илариона, Анатолия, Варсанофия, Анатолия, Иосифа. Мощи положены в гранитные раки для поклонения верующим.

Одно из самых тёплых воспоминаний об Оптиной Пустыни - это Иоанно-Предтеченский скит. Место, куда к Оптинским старцам стремилось великое множество паломников с огромным количеством вопросов и просьб, с желанием найти утешение и укрепиться в вере.
Для нас посещение скита началось с чудесной встречи с лучезарным человеком, нашим монахом-экскурсоводом. Улыбка, не сходившая с его лица, заставляла и нас улыбаться, а его рассказ о ските, истории его возрождения, о старцах, его населявших, был настолько интересным, даже юморным, что уходить из скита никому не хотелось.

Рядом со скитом - колодец Амвросия Оптинского с родниковой водой.

Памятник Достоевскому в Оптиной Пустыни вовсе не похож на другие памятники писателя. Здесь именно " кающийся", испытывающий духовное перерождение, прижимающий к сердцу Святое Евангелие Достоевский.
Ну а мы весёлые, потому что радостно осознавать такую глубокую связь ,казалось бы, мирских наших знаний и истинной сути великой веры и тяжёлой дороги к Богу.

Введенский собор - главный храм обители. Здесь находятся мощи преподобных Амвросия и Нектария Оптинских, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери.

В храме в честь Казанской иконы Божией Матери - самом большом храме Оптиной Пустыни - наши паломники молились на ранней литургии , подали записочки за родных и  близких ,многие исповедовались и причастились Святых Христовых Таин. Как радостно и светло это было, особенно для тех из нас, кто был в обители впервые и до этого момента носил в своём сердце посещение Оптиной как заветную мечту.

Слева на фото - деревянная звонница. Место, где в Пасхальную ночь 18 апреля 1993 года произошла трагедия - убийство монахов: иеромонаха Василия и иноков Ферапонта и Трофима.
Справа на фото - часовня Воскресения Христова на месте погребения убиенных Оптинских братий.
Книга Нины Павловой "Пасха красная" повествует об убиенных братиях Оптинских, о вере, о духе, о нелёгком пути к Богу современным языком.
Маленькая цитата из аннотации к книге говорит о многом: "Они жили, прославляя Бога, а теперь Бог прославляет их..."

Для тех, кто никогда не видел этот скит и посетил его впервые, но знаком с творчеством великого русского писателя Ф.М. Достоевского и читал его роман "Братья Карамазовы", место это сразу узнаваемо.
Летом 1878 года Достоевский приехал в Оптину после тяжёлой драмы - смерти младшего сына Алёши. Писатель пробыл в скиту 3 суток. Многое в "Братьях Карамазовых" возникло под впечатлением этой поездки, а прототипом старца Зосимы в романе явился старец Амвросий.

Домик, в котором старцы принимали страждущих, востановленный. Но видно, что сделано это с большой любовью к памяти о преподобных, особенно к старцу Амвросию, чьи слова о смысле жизни, такие простые, но в то же время такие глубокие, заставляют многое переосмыслить: " Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем моё почтение".
Или ещё одно важное его изречение: "Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог".
В домике старцев уютно пахнет деревом, на стенах висят иконы, которым молились старцы, а также портреты известных людей, бывавших в скиту: Н.В. Гоголя, Ф.М.Достоевского, В.В. Соловьёва.
Есть "телевизор для паломников": окошко, через которое можно увидеть сам скит, куда паломникам вход воспрещён.

Посещение Оптиной Пустыни - одно из важнейших событий в духовной жизни Ф.М. Достоевского. Старец Амвросий постиг сущность смирившейся души писателя, сказав о нём:"Это кающийся". Эти слова можно считать высшей духовной похвалой, когда-либо изречённой о писателе.

Оптина Пустынь оставила у нас самое благостное настроение. Уезжать не хотелось. Особенно после посещения "хибарки" преподобного Амвросия Оптинского - утешителя земли русской. Мы узнали о том, что любовь преподобного Амвросия была не "отношением" к кому-либо, это было состояние, в котором он жил, говоря: "Любовь покрывает всё..." Очень хотелось бы, чтобы его святые молитвы помогали нам стяжать мирное и любящее сердце.
В Оптиной Пустыни  каждый из нас получил, что хотел: и молитву, и покаяние, и причащение Святых Христовых Таин, и рассказ об истории монастыря и старчестве, и возможность подать записки с молитвой о своих родных и близких, и более глубокое осознание смысла духовного подвига Оптинских старцев, и особенную любовь преподобного Амвросия, и многое другое... Но несмотря на тёплый приём и радость от нахождения в этом святом месте, нам нужно было очень спешить, так как нас уже ждали в ещё одной обители - Феклиной Пустыни. "Молись и двигайся вперёд!" - говорил преподобный Амвросий. Мы последовали его наставлению, надеемся, что не только в прямом смысле.

 

Если кто-то подумал, что посещением Оптиной Пустыни паломничество наше было завершено, то он ошибся. Путешествие продолжилось, и мы оказались в ещё одной пустыни - Успенской Феклиной Пустыни. Обитель эта появилась сравнительно недавно, на месте, где прежде монашеской жизни никогда не было. В 2005 году при храме Успения Пресвятой Богородицы возникла община, а в 2016 году она была преобразована в женский монастырь.

Храм Успения Пресвятой Богородицы, с которого и начинался монастырь, - памятник архитектуры 19 века. На сегодняшний день практически восстановлен после того, как был закрыт в 1928 году и позже частично разрушен. 
В храме много святынь, но более всего запомнилась, пожалуй, история обретения чудотворной иконы Пресвятой Богородицы "Троеручница". Монахини рассказывают, что когда к ним попала икона, нельзя было разобрать, кто на ней изображён, это была практически чёрная доска. Спустя какое-то время сёстры заметили, что икона начала светлеть, появился лик Богородицы, а в итоге образ сам полностью очистился без каких-либо реставрационных работ( фото, к сожалению, не благословляется, но поверьте нам на слово: икона выглядит так, будто и не было никакой "чёрной доски" вместо неё).

Фекла Иконийская - раннехристианская святая, почитаемая в лике равноапостольных. Родилась в г.Иконии ( Малая Азия) в богатой и знатной семье. Была наделена редкой внешней красотой и поэтому уже в 18 лет была обручена со знатным юношей. Но во время пребывания в городе апостола Павла прониклась его проповедью и решила не выходить замуж, а посвятить себя служению Богу. За это решение какие только муки ей ни пришлось выдержать! Её пытались сжечь заживо, но внезапный ливень погасил пламя. Травили дикими зверями, но звери не тронули Феклу. Безуспешно пытались разорвать быками. Невредимая Фекла отправилась за апостолом Павлом, который напутствовал её на обучение слову Божиему.

Феклина Пустынь находится всего в 18 километрах от Оптиной, но, как вы понимаете, посещает эту молодую обитель значительно меньшее количество паломников. Работы по благоустройству, восстановлению, огороду много. Поэтому нас здесь очень ждали. Ну а мы бесстрашно ринулись в бой! Кто-то прошёлся по чесноку, кто-то спасал свёклу, а некоторые надолго сохранили в памяти аромат гнилой картошки. Справились с послушанием быстро, чем немало удивили монахинь, которые не ожидали такой прыти и обещали за нас молиться.

В обители возведён первый и пока единственный в России храм в честь святой равноапостольной первомученицы Фёклы, ученицы апостола Павла, пострадавшей в I веке и почитавшейся более всех святых жен в древней церкви.
Сейчас в Феклиной пустыни более 30 насельниц. В обители круглосуточно читается неусыпаемая Псалтирь, ежедневно совершаются богослужения, еденедельно служатся молебны святой Фекле и перед чудотворной иконой Божией Матери " Троеручница". На попечении сестёр богадельня, где получают приют и уход больные и престарелые схимонахини и монахини. В хозяйстве монастыря пасека, скотный двор, сады и огороды.

Долгие годы Фекла жила в Сирии, а в возрасте 90 лет, когда её преследовали языческие жрецы, была скрыта от них расступившейся перед ней по молитве скалой. Пещера, в которой отошла ко Господу святая Фекла, расположена в сирийском посёлке Маалюта, недалеко от Дамаска.
Сестры Феклиной Пустыни находятся в постоянном взаимодействии и с сирийским монастырём в честь святой, и с монастырём на Кипре, где сохранена часть мощей равноапостольной Феклы.
Но им, конечно же, хотелось иметь и в своей обители напоминание о том месте, где совершилось чудо спасения святой Феклы. Так появилась в монастыре небольшая Феклина пещерка. Мозаичная икона в ней выполнена руками сестёр монастыря. А вот секрет строительства самой пещерки, за изготовление которой прежде запрашивалась непосильная плата, случайно раскрыл один из паломников. И всё удалось сделать с Божией помощью.
Есть в монастыре и одна из главных для обители святынь - часть десницы святой Феклы.

Ну а нам оставалось восхититься великолепием лотосов, цветущих в монастырском пруду, и двигаться дальше. Ведь нас ждали в ещё одном интереснейшем месте. Хотя, если честно, мы даже не ожидали, что в Мещёвской обители (а это была именно она) нам так понравится...

Если кто-то из наших читателей снова подумал, что наш рассказ завершён, то он снова ошибся. Мы продолжаем. Следующее место, которое мы посетили, - Мещовский Свято-Георгиевский мужской монастырь, который находится в пятидесяти километрах от Оптиной пустыни .Обитель в честь великомученика Георгия Победоносца была основана в 15 веке. С тех пор монастырь претерпевал множество невзгод, но всегда возрождался. Так произошло во время смуты, когда обитель была полностью разрушена, но восстановлена на новом месте рядом с городом Мещовском. Так случилось и в нынешнее время, когда после многолетнего запустения весной 2001 было положено начало возрождению монастыря.

Сейчас в обители восстановлен пятиглавый собор Петра и Павла, восстанавливается храм в честь Георгия Победоносца, построен и освящён деревянный храм в честь Святого Преподобноисповедника Георгия(Лаврова) - последнего настоятеля в 1915-1918 гг. Отстроены братский корпус и трапезная, сформирована монастырская община.

Калужская земля является родиной русских цариц. До того времени, пока не появился обычай брать в жёны иноземных принцесс, супруги русских царей (Романовых) были именно отсюда. Мещовский монастырь напрямую ассоциируется с именем первой русской царицы династии Романовых, уроженки Мещовска, Евдокии Стрешневой, ставшей женой царя Михаила Фёдоровича. Супругой их сына Алексея Михайловича (Тишайшего) стала уроженка Тарусы (город в Калужской области) - Наталья Нарышкина, ставшая матерью царя Петра l Великого. Пётр l в свою очередь взял в жёны дочь боярина Фёдора Лопухина, проживавшего в селе Серебряно под Мещовском, Евдокию Фёдоровну Лопухину.
В 2014 году в Мещовский монастырь принимал участие в  праздничных мероприятиях в честь 400-летия дома Романовых.

В Мещовском монастыре великое множество различных святынь. Это и шип тернового венца Господа, и глава Вифлеемского Младенца, и чудотворная икона Святого Георгия Победоносца, написанная специально для обители монахами на святой горе Афон, и частица десницы Иоанна Предтечи, и многие  другие святыни. Есть в монастыре и захоронение мощей местночтимого святого Блаженного Андрея Мещовского. Юродивый Андрей обладал даром исцеления и прозорливости, например, предрёк войну с Наполеоном. На сегодняшний день в запасниках монастыря находятся более 400 мощей святых угодников Божиих, переданных обители христианами Сирии во время недавней войны и уничтожения христианских святынь.

А встречал и провожал нас в Мещовском монастыре вот такой необычный верблюд - подарок из Ростова, мастерски сделанный из автомобильных покрышек. Когда мы задали архимандриту Георгию вопрос о необычной скульптуре, он с усмешкой ответил: "Да, надо его уже куда-нибудь деть. А то все спрашивают. Я отвечаю: волхвы приехали!"
Жаль было уезжать, понимая, что это последнее место нашего паломничества на гостеприимной российской земле. Но впереди нас ждала родная столица, новые встречи и храмы родного края. И вот мы отправились в Минск.

Думаем, многие согласятся с тем, что в жизни часто бывает так, что возлагая на кого-то или на что-то большие надежды, желаемого не получаешь. А бывает и наоборот: неожиданно получаешь что-то важное и нужное. Так случилось с нами в Мещовском монастыре. До паломничества большинство из нас и названия такого ни разу не слышали. Приехали мы туда уже изрядно уставшими, так как это была последняя обитель нашего паломнического пути в России. Мы попали на вечернее богослужение, приложились к святыням, традиционно подали записки и думали, что сходим на трапезу, нам немного расскажут о монастыре и мы направимся домой. Трапеза действительно была, ещё какая! Приняли нас как дорогих гостей, по-царски, как сказала одна из паломниц. Но это не самое главное. Самое главное случилось, когда после трапезы к нам пришёл настоятель монастыря архимандрит Георгий. Он не стал проводить ожидаемой нами экскурсии, да и о монастыре много говорить не стал.

Но зато в разговоре с отцом Георгием прозвучали очень важные ответы на вопросы о том, что такое вера, православие, молитва, христианская жизнь... Простые и понятные слова звучали из уст архимандрита понятно и убедительно. Кто-то вёл записи, кто-то спрашивал о важном...  Но после беседы все сошлись во мнении, что именно такой разговор и нужен был. Был поздний вечер, но уезжать не хотелось. Уже на улице, перед воротами монастыря, паломники обступили отца Георгия и продолжали беседу. А он так искренне предлагал нам остаться, шутя рассказывал, что почти земляк нам, что очень уважает нашу страну и людей... Впечатление было такое, какое бывает, когда видишь человека впервые, а кажется, будто давно его знаешь. Настолько тёплой, умиротворённой, наполненной получилась эта встреча.

Дорогие наши читатели, мы потихоньку приближаемся к завершению наших паломнических заметок. На родной земле нас встретило очень тёплое и солнечное раннее утро. Путь наш лежал в Минск, где мы собирались посетить храм-памятник " Всех святых в память о безвинно убиенных в Отечестве нашем". Белоснежный храм, увенчанный сверкающими на солнце золотыми куполами, вызывает восхищение с первого взгляда. Пять куполов храма, по замыслу архитекторов, символизируют всех святых Беларуси, всех павших воинов, всех без вины замученных в лагерях и тюрьмах и всех убиенных детей Отечества. В 1991 году закладной камень освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий ll. В октябре с участием А.Лукашенко, Алексия ll и Митрополита Филарета была заложена капсула с воззванием к потомкам.

Троицкий храм создан в лучших традициях северного деревянного зодчества. Внутри стоит неповторимый аромат дерева. Даже после возведения Храма-памятника Троицкая церковь остаётся местом, притягивающим большое количество прихожан.

Так как в Минске мы были очень ранним утром, то до назначенной нам экскурсии успели не только побывать на ранней литургии в Троицкой церкви, но и погуляли по храмовой территории, которая, конечно, восхищает своей ухоженностью и красотой. Кроме памятника, возведённого в честь Патриарха Алексия ll (см.фото выше), между деревянной церковью и храмом Всех Святых можно увидеть живописную композицию - фонтан, в центре которого скульптура, представляющая собой образ пророка Моисея. Оказывается, что фонтан не только украшает территорию, но и используется как бассейн для крещения.

Храм изумляет необычной росписью и сочетанием цветов: розового, голубого, сиреневого с деликатной позолотой. В росписи читается символический отсыл к мотивам слуцких поясов и поэзии Максима Богдановича.

Вообще всё во внутреннем убранстве храма пронизано глубоким символизмом, связью с национальной культурой и традициями. Это читается в росписи стен, в чудесных изразцах (которые, оказывается, ещё и менять местами можно при необходимости), в иконах с изображением главных белорусских святых -  Ефросинии Полоцкой и Святителя Симеона Полоцкого, а также всех святых земли белорусской.

В самой нижней части храма находится крипта  - от греческого - крытый подземный ход, тайник; в западноевропейской средневековой архитектуре - место под часовней для почётных погребений. Крипта состот из трёх частей. Первая - усыпальница. В ней находятся саркофаги с останками солдат трёх войн: Отечественной 1812 года, Первой мировой и Великой Отечественной. Также здесь расположена капсула с землёй, привезённой с могилы М.Богдановича (похоронен в Ялте) и урна с остатками праха узников концлагеря "Тростенец".

Этажом выше над криптой расположен музей, открытый в честь 75 годовщины Великой Победы. Здесь представлены военные действия, которые так или иначе касались нашего народа. Стенды, посвящённые различным военным конфликтам от древности до современности, изготовлены в виде крестов ( как символ того крестного пути, который проходил народ, оказавшийся в горниле военных конфликтов), на которых размещены фотографии и соответствующая информация.

Кроме профессионально подобранной информации, ценных экспонатов, в музее задействованы различные современные технологии: диорама, 3D-версия храма, электронная книга.
Весь исторический материал подаётся настолько чётко, логично и в то же время эмоционально, что такая работа может заслуживать самых высоких оценок.

Выходя из музея, ребята из нашей воскресной школы, которые были в поездке, среди сувениров заметили
 "отца Анатолия". Присмотритесь: правда, похож! В паломничестве очень не хватало отца Анатолия и матушки Елены. Вот и замечали знакомые черты даже в сувенирах.

Храм Всех Святых возводился с 1996 по 2008 г. Высота храма - 72 метра, вместе с крестом - 74. Одновременно он может принять 1200 молящихся.

На храмовой территории есть ещё одна церковь - деревянная. Она была возведена во время строительства Храма-памятника для налаживания духовной жизни в месте возведения храма. Церковь освящена во имя Святой Живоначальной Троицы.

Восторгу нашему не было предела, когда мы попали внутрь храма. Отделка и убранство поражают своим великолепием!

Даже подсвечники украшены васильками - цветами, являющимися символом Беларуси.

Ещё немного красоты, увиденной нашими глазами и запечатлённой для вас.

Храм Всех Святых является храмом-памятником ещё и потому, что непосредственно под ним расположен великолепный современный музей, освещающий все трагические страницы истории Белой Руси и нашего народа.

Далее следует Овальный зал, на стенах которого размещены барельефы, напоминающие о трагических событиях современности: война в Афганистане, трагедия на Немиге, теракт в метро...

В центральном помещении  крипты размещена лампада с благодатным огнём, который каждый год прибывает сюда со Святой Земли.
 В стенах этого зала находятся 504 ниши, часть из которых уже заполнена капсулами с землёй, привезённой из разных стран и со всех уголков нашей страны, где сражались и были захоронены наши воины.

Среди отзывов, оставленных посетителями музея, нет ни одного замечания. Работа создателей, действительно, безупречна. Очень радостно осознавать, что в деле увековечения памяти о людях, отдавших  жизнь за веру, Отечество, ближних своих, церковь и государство единодушны.

Далее путь наш лежал в Свято-Елисаветинский монастырь. Так как многие сёстры нашего сестричества уже не раз бывали в монастыре, то матушки-монахини, улыбаясь говорили, что с нами-то они уже знакомы. Но об истории возникновения монастыря, конечно же, нам рассказали.

С криптового храма во имя святителя Николая Чудотворца началась застройка монастыря на территории республиканской психиатрической больницы. Здесь сёстры милосердия несли и продолжают нести своё служение.

Чудные храмы, святыни в них, великое множество различных ремёсел, которыми владеют сёстры, их усердие и старание в огромном благом деле, которое они совершают, опекая зачастую никому не нужных, неизлечимо больных людей, детей, никогда не живших обычной жизнью, заставляют по-другому взглянуть на мир вокруг, на самих себя, на своё отношение к Богу.

Завершая наш рассказ о поездке, хотелось бы сказать несколько слов о самой сути паломничества и, может быть, подбодрить тех, кто ещё ни разу не отважился, но очень хочет отправиться в путешествие к православным святыням.
Посещая святые места, намоленные веками храмы и монастыри, прикладываясь к мощам любого православного святого, мы свидетельствуем о незримой связи между Церковью земной и Церковью небесной. Мы, часть Церкви странствующей, выражаем наше стремление к общению с теми, кто живёт в Церкви торжествующей. Сотни угодников Божиих и мы вместе с ними составляем Церковь единую и нераздельную, с единым Главой.
В паломничестве мы испытываем на себе действие Божией благодати, сохраняющей и возрождающей нашу духовную жизнь. Именно поэтому мы возвращаемся из паломничества словно обновлёнными, исполненными сил для последующей жизни. Господь укрепляет нас для продолжения борьбы со страстями, утверждает во всём добром.

Мы желаем каждому, по мере сил и возможностей, ощутить ту благодатную силу, которую привносит в нашу обычную жизнь паломническое путешествие.
А уже этой осенью, если Богу будет угодно, нас ждёт паломничество по Беларуси.  Поэтому с паломническим дневником не прощаемся, а говорим: до свидания...